воскресенье, 9 сентября 2012 г.

Я познанье сделал своим ремеслом...

Омар, сын Ибрахима
(Хайям)

Он подвергался нападкам духовенства и сохранил свою жизнь только благодаря покровительству высоких правителей. Он прожил 83 года, скончался в бедности. На досуге он составил свой гороскоп, и по нему ученые точно определили дату его рождения: 18 мая 1048 года. Этот человек посвятил себя астрономии и математике, считал себя учеником Авиценны и лишь на досуге занимался поэзией. Но обессмертила его поэзия. В истории науки был период, когда поэта Хайяма и математика Хайяма считали разными людьми.

… Хайям обедал в своей комнате при обсерватории в Исфахане, и служитель Али не хотел его тревожить. Но молодой человек настаивал на немедленной встрече. Он сказал, что проделал длинный путь по опаленной солнцем пустыне, рисковал жизнью и не сойдет с места, пока не увидит великого поэта. Али был в недоумении: здесь работают ученые мужи, а о великом поэте он не слыхивал.  Рустам же, молодой поэт из Балха, хотел поговорить с Хайямом о стихах. «Ради стихов столько мучений на долгом пути», – подумал хаким, но пригласил гостя. Он решил разобраться во всем.

Молодой стихотворец восхищенно глядел на кумира: ему не верилось, что они дышат одним воздухом. Хайям спросил его, почему он именно с ним хочет поговорить, разве мало других поэтов? «Но разве кто-нибудь из них сравнится с тобой?» «При чем тут я? Я наблюдаю над ходом небесных светил и думаю о смысле жизни». Рустам растерялся: этот ученый звездочет ему был незнаком. Он решил прочитать любимые рубаи. Течет по земле ручей, сверкая цветами радуги, издавая чарующие звуки. Но впереди расщелина, и ручей исчезает, словно его и не было на свете. «А стихи, которые я читаю, разве они не твои? Значит, ты и есть великий поэт». Но хаким уклонился от ответа: «Поэта судит только время. Я не могу претендовать на столь высокое звание. Да, я Омар Хайям. Но я должен разочаровать тебя: я астроном и математик. Если хочешь быть поэтом, послушайся меня: учись наукам, особенно математике и философии. Поэт – это прежде всего мудрец»…

Мемориал Омара Хайяма в Нишапуре

Омар, сын Ибрахима, по прозвищу Хайям, то есть Палаточник, родился в Нишапуре, на севере Ирана, и похоронен там же. Мемориал Хайяма – самая известная достопримечательность города, и даже, наверное, страны. В молодые годы он жил в Бухаре и Самарканде, обучался астрономии и математике.

Арабская математика в ту эпоху была выше европейской. Около 1069г. Хайям написал трактат «О доказательствах задач ал-джебры и ал-мукабалы». Именно он определил предмет классической алгебры – это решение уравнений. Его приглашали ко двору многие властители Востока. Заметили его и на родине. Главный визирь Малик-шаха, султана могущественной империи сельджуков, пригласил молодого ученого в столицу – город Исфахан. Здесь в 1074г. по проекту Хайяма и под его руководством была построена обсерватория, самая лучшая из созданных в то время и до него. Там Омар Хайям провел более 40 лет.

Иранский календарь или Солнечная хиджра

Вместе с друзьями-единомышленниками он составил «Маликшахские астрономические таблицы», работал над реформой солнечного календаря. Она была осуществлена в 1079г. и действовал в Иране почти 900 лет и был отменен только в 1976г. Известно, что календарь Хайяма «Джалали» точнее грегорианского календаря. Его погрешность всего 19 секунд в год, точнее современного времени на 7 секунд. У него 8 високосных лет приходится не на 32, а на 33 года.

А еще волновали ученого параллельные линии. Он берется за изучение проблемы пятого постулата Евклида, которую безуспешно пытались решить ученые уже тысячу лет. В 1077г. он завершил работу над книгой «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида». Хотя и сам того не понимая, Омар Хайям близко подошел к проблемам, которые решил гениальный русский геометр Лобачевский. Предвосхитил он и Декарта, создавшего аналитическую геометрию, изучая геометрию в числах. Занимался Хайям и географией, естествознанием, философией. Поэтому весь мир признает его теперь ученым-энциклопедистом.

У него не было склонности к семейной жизни, и он не оставил потомства. Все, что от него осталось, – это его рубаи, математические и философские сочинения на арабском и персидском языках. Наследие немалое!

Две параллельных – рифма и число –
И, может быть, Хайяму повезло,
Что он легко владел – и тем и этим…
У лодки жизни – не одно весло. (Е. Ефимовский)

Омар Хайям. Рубайят. Издания на русском языке.

Омар Хайям писал стихи всю жизнь. Ибо это было потребностью. При этом он не думал о поэтической славе. Он считал, что у него есть своя «настоящая» работа: математика, астрономия, философия. Но его имя осталось известной в истории, в первую очередь, благодаря его четверостишиям. Форма стихов Хайяма – рубаи, исконно народная форма стихов, бытует и поныне у персов и таджиков. Рубаи Хайяма – это своеобразная миниатюра, где целая жизнь, большие человеческие переживания включены в четыре строки. Его лирические стихи всегда наполнены глубоким философским смыслом, хотя и пронизаны стремлением к радостям земной жизни.

Он отказался принять власть над родным городом Нишапуром: «Не хочу управлять людьми, приказывать и запрещать, а хочу посвятить себя науке и людям».

Хорошо, если платье твое без прорех.
И о хлебе насущном подумать не грех.
А всего остального и даром не надо –
Жизнь дороже богатства и почестей всех.

Поэтические перлы Омара Хайяма сверкают, как и много веков назад, и они не подвластны даже его совершенному календарю.



Опубликовано:
Исторические Новости. – 2007. – 24 мая. – №10(14). – Елабуга.