понедельник, 10 сентября 2012 г.

Исторический компонент математико-методической культуры учителя


The article is devoted to forming the historical component of future teachers’ mathematical-methodological culture. It is described briefly this notion and how to develop such a culture in frames of methodological system of teaching mathematics history.

Многие исследователи профессионально-педагогической направленности математической подготовки будущих учителей требуют объединять общенаучную и методическую линии. Но на практике эти линии часто оказываются связанными только формально. Характерно, например, даже при выделении целей профессионально направленной историко-математической подготовки разделяются цели формирования общей, математической и методической культуры.

Под методической культурой обычно понимается овладение основами проектирования и конструирования учебно-воспитательного процесса, умение организовать учебно-познавательную деятельность школьников.

Содержание понятия методической культуры учителя математики специализируется к историко-математической подготовке С.В. Белобородовой [1] как умения и навыки, которые требуется сформировать:

  • мотивации введения новых понятий средствами истории математики;
  • выбора оптимального варианта изложения данной темы на основе историко-генетического метода;
  • оптимального сочетания исторического и логического при изложении содержания;
  • варьирования уровней строгости, используя историко-математические сведения;
  • привлечения историко-математических сведений для установления межпредметных связей;
  • привлечения историко-математических сведений для реализации эвристического метода обучения;
  • грамотного отбора историко-математического материала;
  • привлечения опыта использования историко-математических сведений других учителей.

Мы считаем, что в рамках историко-математической подготовки следует выделить единый компонент, нацеленный на овладение будущим учителем историко-математических знаний, а также эффективную организацию учебной математической деятельности учащихся, используя исторический опыт добывания знаний. Такую составляющую подготовки учителя будем называть формированием исторического компонента математико-методической культуры будущего учителя.

В основу понимания математико-методической культуры закладывается основное назначение современного учителя – средствами обучения предмету оказывать учащемуся своевременную помощь в комплексном развитии его личности [4].

Формирование и развитие ученика будет действенной, если и только если учитель сможет воздействовать на все сферы качеств его личности – мотивационно-ценностную, деятельностно-волевую, образно-знаниевую – в их взаимосвязях. Для этого учителю необходимо умело организовать познавательную учебную математическую деятельность учащихся с помощью, прежде всего, средств своей математико-методической культуры, которая должна быть развита у него на соответствующем уровне.

Таким образом, математико-методическая культура учителя нами понимается как специальный вид профессиональной культуры. Она формируется, по определению А.Л. Жохова, в трехмерной модели образовательного процесса [3].

В первую очередь, это результат взаимопроникновения и взаимного дополнения двух процессов: ознакомления со сведениями из соответствующей области профессиональных знаний («образованность») и совершенствования операционных основ своей профессии («мастерство»).

С таким представлением в той или иной мере согласуются и данные исследований других ученых (В.П. Беспалько, В.М. Монахов, И.С. Якиманская и др.). В диалектическом сочетании этих двух составляющих – сущность и профессионализма, и любой педагогической технологии.

В результате учащийся овладевает определенным набором социальных навыков – компетенций. Но культура профессионала требует присутствия и третьей составляющей образовательного пространства, его общекультурной основы – диалога культур, сопричастности и творчества («содуховность»). Так организованный образовательный процесс называетсякультуросообразным.

Дальнейшее развитие математико-методической культуры будущего учителя должно стать сквозной идеей и направленностью профессиональной подготовки.

Для определения исторического компонента математико-методической культуры учителя А.Л. Жохов употребляет элементарный объект знания, называя его «это». Под «это» понимается попадающий в поле познавательной деятельности учащегося или учителя математический объект, метод решения задачи, способ рассуждения, метод деятельности, фрагмент теории и т.п.

Применительно к предмету курса истории математики он считает, что минимально необходимый уровень математико-методической культуры современного учителя задается его умениями обоснованно и действенно отвечать на следующие вопросы.

1. Что это? Каковы его связи с другими это?

2. Как и где, при разрешении каких ситуаций возникло или возникает это? Кто персонально был у истоков его возникновения? Как объясняет или может объяснить это ученик?

3. Зачем это, где и для чего применяется внутри и вне математики, что дает человеку, Вашему ученику?

4. Как, когда и с помощью чего познавать это? Как возможно развить это, как творить новое в математике?

Таким образом, определяется главная цель историко-математической подготовки для студентов – формировать и развивать у себя профессионализм учителя и довести его до необходимого минимального уровня математико-методической культуры в ее историческом аспекте. Это значит, требуется формировать умения:

  • изучать факты и закономерности развития математических знаний в плане культуры профессионала;
  • работать с историко-математической литературой;
  • использовать исторические знания и умения в обучении математике;
  • представлять логику и механизмы овладения учащимися математической культурой, способами и средствами математического познания.

В целом, формирование элементов математико-методической культуры учителя в процессе обучения студентов истории математики не противоречит принципам профессионально-педагогической направленности обучения А.Г. Мордковича (фундаментальности, бинарности, непрерывности, ведущей идеи) [5]. Но при этом подчеркивается главенствующая роль принципа фундаментальности. Культуросообразное диалектическое единство образованности и мастерства специалиста строится на основе мировоззренчески направленного обучения истории математики.

Формирование исторического компонента математико-методической культуры будущего учителя основано на профессионально-направленной методической системе обучения истории математики. Ее компонентами являются цели обучения истории математики, содержание историко-математического образования, методы, формы и средства обучения истории математики.

По аналогии с методикой обучения математике Г.И. Саранцева [6], в число компонентов включается результат обучения истории математики и изучение предмета на основедеятельностного подхода.

Внешняя среда методической системы обучения истории математики составляется общими целями среднего, высшего профессионального образования, предметом математики и истории математики, гуманизацией и гуманитаризацией образования, другими образовательными идеями, связью с педагогикой, психологией, философией, историей и др.

В методике обучения истории математики устанавливаются тесные связи с историей математического образования и историей методики обучения математике.

Профессиональная направленность обучения истории математики отражается во всех компонентах методической системы. Особое внимание уделяется методам, формам и средствам обучения, с помощью которых, в первую очередь, происходит формирование операционных основ профессии.

Некоторые условия такой методической подготовки выделены также Ю.А. Дробышевым [2]. Анализ всех существующих методических систем обучения истории математики позволяет выделить в них и модернизировать такие модули, которые направлены на формирование математико-методической культуры учителя. Например, подготовка двуединых рефератов, планов уроков, тематических планов, историко-математических внеклассных мероприятий, курсовых и выпускных квалификационных работ.

Нами разработаны новые формы работы студентов: историко-математический анализ учебного материала, историко-математическое краеведение, музей истории математики, сочинения, проекты и элективные курсы по истории математики и др.

Наши исследования показывают, что студенты овладевают не только фактологическими знаниями по истории математики, но они развиваются также во всех направлениях профессиональной культуры.


Список литературы
1. Белобородова, С.В. Профессионально-педагогическая направленность историко-математической подготовки учителей математики в педвузах: дис. … канд. пед. наук / С.В. Белобородова; Моск. гор. пед. ун-т. – М., 1999. – 163 с.
2. Дробышев, Ю.А. Историко-математический аспект в методической подготовке учителя: монография / Ю.А. Дробышев. – Калуга: Изд-во КГПУ, 2004. – 156 с.
3. Жохов, А.Л. Мировоззренчески направленное обучение математике в общеобразовательной и профессиональной школе (теоретический аспект): Монография / А.Л. Жохов. – М.: Изд. центр АПО, 1999. – 150 с.
4. Жохов А.Л. Из опыта постановки курса «История математики (и математического образования)» на математических факультетах педагогических вузов / А.Л. Жохов // Материалы Всерос. науч.-прак. конф. «Проблемы качества подготовки учителя математики и информатики». – Н. -Новгород, 2002. – С. 131-134.
5. Мордкович, А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: дис. ... д-ра пед. наук / А.Г. Мордкович. – М.: 1986. – 355 с.
6. Саранцев, Г.И. Методология методики обучения математике / Г.И. Саранцев. – Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2001. – 144 с.


Опубликовано:
Труды VII Международных Колмогоровских чтений: сборник статей. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. – 455 с.