воскресенье, 9 сентября 2012 г.

История математики в тезисах


1. Учебное пособие «История математики» является попыткой автора обобщить свой опыт преподавания данного курса в течение 12 лет. Целью работы было создание учебно-методического комплекса, предназначенного для подготовки учителей математики к эффективному использованию возможностей истории математики в процессе обучения в школе. Специфической особенностью пособия является наличие в нем раздела, посвященногоистории математики и математического образования Татарстана, точнее, народов, населявших его территорию в различные исторические эпохи.

2. Девизом профессионально направленного курса истории математики должно быть изречение Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем».

3. «Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот никогда его не поймет», – сказал великий немецкий математик Г.В. Лейбниц, один из основоположников математического анализа. Сама эта замечательная теория была создана в XVII веке, обобщая многовековые усилия математиков от античности до эпохи возрождения.

4. Красота может доставить удовольствие не только слуху и взору, но и разуму. Такую красоту предоставляет нам история математики в виде жемчужин народного творчества – старинных задач. Они увлекали даже гениев человечества – вспомните задачи Л.Н. Толстого.

5. «Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой», – сказал Леонардо да Винчи. Он говорил, что знал – не только как гениальный художник, но и как инженер-изобретатель, предвосхитивший многие физические открытия.

6. В Америке когда-то была объявлена большая премия автору, который напишет книгу «Как человек без математики жил?» Премия осталась невыданной, так как ни один автор не сумел изобразить жизнь человека без всяких математических знаний.

7. Математику творят люди. С одной стороны, это обыкновенные люди, которые ходят теми же тропами, по которым ходим мы. Но, с другой стороны, это необыкновенные люди, которые открывают законы мироздания, недоступные остальным. Заглянуть в творческую лабораторию гения нам позволяет история науки.

8. «Может ли машина думать?» Выступая на Международном конгрессе математиков в Москве (1966) , основоположник динамического программирования американец Ричард Беллман (р. 1920), большой шутник, вызвал оживление в зале. Записав эту фразу на доске, он стал ее серьезно комментировать. Он утверждал, что мы пока не в состоянии определить, что такое «может» и что такое «думать», и что вообще в этой фразе понятен только вопросительный знак.

9. Известный советский методист профессор В.М. Брадис (1890-1975) как-то посетил одну школу. На уроке изучали логарифмы, а на партах лежали «Четырехзначные математические таблицы» Брадиса. После урока профессор спросил: «Скажите, пожалуйста, а кто такой Брадис?» Одна из учениц, не долго думая, выпалила: «А это какой-то древний грек!».

10. Самый известный советский математик – академик А.Н. Колмогоров (1903-1987) первую научную работу написал по истории. После успешного завершения своего доклада и получения лестной оценки, он для получения большей ясности обратился к историку С.В. Бахрушину: «Но я доказал свой результат?» Ученик великого В.О. Ключевского, со свойственной историкам дореволюционной школы принципиальностью ответил: «Ну что вы, молодой человек! Вы же нашли пока только одно доказательство. Для историка это мало. Нужно по меньшей мере пять доказательств». А.Н. Колмогоров, когда рассказывал об этом анекдотическом случае, шутливо добавлял: «И тогда я окончательно ушел в математику, где достаточно одного доказательства».

11. Дмитрий Евгеньевич Меньшов (1892-1988) – легендарная фигура среди  математиков. Как-то его попросили рассказать о рождении Московской математической школы. Его рассказ получился таким: «В 1914 году я поступил в Московский университет. В том году Дмитрий Федорович Егоров и Николай Николаевич Лузин организовали семинарий для студентов, он был посвящен числовым рядам. В 1915 году мы занимались функциональными рядами, а в 1916 году – ортогональными рядами. А потом наступил 1917 год. Это был очень памятный год в нашей жизни, в этот год произошло важнейшее событие, повлиявшее на всю дальнейшую нашу жизнь: мы стали заниматься тригонометрическими рядами».

12. Великий ученый Исаак Ньютон (1643-1727) был избран в 1688 году в палату общин. Пустопорожние парламентские речи мало занимали ученого, и он обычно сидел молча. Однажды во время бурных дебатов Ньютон встал. Все взоры обратились к нему. «Я просил бы закрыть окно. Тут сильно дует», – сказал он. Это была единственная речь Ньютона в парламенте.

13. Крупнейший советский ученый академик, математик Отто Юльевич Шмидт (1891-1956) в 14-летнем возрасте составил подробный план своей дальнейшей жизни. В нем было подробно описано, какие книги он должен прочесть, какими науками овладеть, какие проблемы решить, как развиваться физически. Но когда он подсчитал, сколько лет ему потребуется для выполнения программы, обнаружил – ему необходимо 900 лет! Он «ужал» программу до 150 лет. Ученый к концу жизни выполнил ее, перекрыв норму почти в три раза.