В настоящее время тестовая форма контроля учебных достижений обучающихся активно развивается как в средней, так и в высшей школе. Она основана на дидактических измерениях результативности деятельности школьника или студента. При этом оценивается, как в любой форме контроля знаний и умений, степень и качество достижения учащимися целей обучения.
По мнению большинства исследователей тестового контроля знаний, они не могут и не должны полностью заменить традиционные формы контроля – устный экзамен, зачет, контрольную работу. Но они служат хорошим дополнением к ним. Тем более, функции тестирования могут быть расширены.
Нами изучаются возможности использования тестов в историко-математической подготовке будущих учителей в педагогическом университете. Подобный опыт использования тестовых заданий по истории математики и математического образования описывается в научно-методической литературе (см., например, [2, 3]).
Существуют различные классификации тестов, общие по всем предметам, а также по математике, в частности. Описаны основные требования к ним, исследованы их достоинства и недостатки. Но исследований, посвященных методическим особенностям применения тестов в обучении истории математики, не было. Мы исходим из принципа, что историко-математические тесты, кроме контролирующей, должны выполнить и обучающую функцию.
При тестировании осуществляется не только систематизация знаний, но и получение новой информации. Поэтому на первом семинарском занятии по истории математики студенты проходят вводное тестирование. Оно не только устанавливает начальный уровень знаний студентов, полученных ими в школе и вузе при прохождении различных курсов, но и нацеливает их на получение знаний и умений, сформулированных в заданиях вводного теста. Студенты получают мотивацию на изучение, как самой истории математики, так и ее применения в обучении математике в школе.
Далее в процессе прохождения курса студенты постепенно знакомятся с формами тестовых заданий, которые будут вынесены на текущий и итоговый тесты. Для этого используется также методическое пособие, содержащее тренировочные варианты таких заданий с ответами. Нами составлены варианты таких тестов и для компьютерного тестирования с использованием системы «Синтез» (Система Интерактивного Тестирования Знаний) А.В. Кирилловича, используемого в нашем университете [1].
Задания в тестах должны быть как фактологические, так и творческие. Творческие задания предполагают умение анализировать и делать выводы. История математики богата материалами, позволяющими создать тесты любого уровня сложности и включающие задания любой формы. Перечислим варианты заданий различных форм.
1. Задание закрытой формы с возможностью выбора только одного правильного варианта ответа: «Назовите страну, в которой была изобретена современная позиционная десятичная система счисления:
а) Египет;
б) Вавилон;
в) Индия;
г) Греция».
2. Задание закрытой формы с возможностью выбора нескольких правильных вариантов ответа: «Назовите имена математиков, создавших строгую теорию действительных чисел:
а) Ньютон;
б) Лейбниц;
в) Дедекинд;
г) Кантор;
д) Вейерштрасс».
3. Задание открытой формы с прямым вводом ответа: «Назовите имя и фамилию одного из создателей аналитической геометрии, основоположника алгебраической теории чисел – это … … (1601-1665 гг.)»
4. Задание на установление соответствия: «Установите соответствие между известными математиками:
1) М.В Остроградский;
2) Г.В. Лейбниц;
3) Р. Декарт;
4) Ф. Виет
и их современниками
а) Петр I;
б) Николай I;
в) Генрих IV;
г) Ришелье».
5. Задание на установление порядка: «Установите правильную последовательность событий в истории геометрии:
а) создание первого систематического курса геометрии;
б) постановка знаменитых задач античности;
в) доказательство теоремы о сумме углов произвольного треугольника;
г) вычисление отношения объема шара к объему описанного цилиндра».
Все эти тесты могут быть использованы как в «компьютерном», так и в «бумажном» варианте. Электронная форма тестирования позволяет автору-составителю корректировать тексты заданий, устанавливать и изменять параметры (временное ограничение, уровни сложности, шкалы оценивания и т.д.), анализировать результаты и выставлять итоговую оценку.
Объективность оценки достигается за счет увеличения количества всех заданий в массиве теста, которое должно перекрывать все допустимые уровни подготовки тестируемых. При составлении заданий для компьютерного тестирования возможно использование рисунков, портретов, таблиц и другого иллюстративного материала. Это позволяет достичь более высокого уровня анализа, систематизации и контроля учебного материала.
Список литературы
1. Компьютерное тестирование с использованием системы «Синтез»: методическое пособие / Отдел тестирования. – Елабуга: ЕГПУ, 2007. – 44 с.
2. Кузовлев, В.П. Контрольные тестовые задания по истории отечественного математического образования: практикум / В.П. Кузовлев, В.В. Перцев, О.А. Саввина. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2004. – 44 с.
3. Томилова, А.Е. Тесты по истории математики: методическая разработка / А.Е. Томилова. – Архангельск: ПГУ им. М.В. Ломоносова, 2001. – 38 с.
Опубликовано:
Проблемы многоуровневой подготовки учителей математики для современной школы: Материалы XXVIIВсероссийского семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов: Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008.– 254 с.
Проблемы многоуровневой подготовки учителей математики для современной школы: Материалы XXVIIВсероссийского семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов: Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008.– 254 с.