воскресенье, 9 сентября 2012 г.

Лев Толстой и математика


Ученый тот, кто знает очень много из всяких книг; образованный тот, кто знает все то, что теперь в ходу между людьми; просвещенный тот, кто знает, зачем он живет и что ему надо делать. Не старайся быть ни ученым, ни образованным, старайся быть просвещенным.

Гениальные люди гениальны почти во всех своих начинаниях. Великий русский писатель и философ Лев Николаевич Толстой имел оригинальные педагогические воззрения. Его деятельности в области народного образования посвящена обширная литература. Однако не все заслуги Толстого еще получили должного освещения и признания. Например, почти никто из учителей начальных классов не знает методику преподавания математики «по-толстому», не держал в руках его «Арифметику». В истории известны настоящие жемчужины математического творчества – «Задачи Л.Н. Толстого».



Как известно, в 1859 году он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей (кстати, в 2009 году исполнилось 150 лет этой школе) – одну из первых народных школ. Сам Толстой преподавал в своей школе математику и историю, проводил физические эксперименты. Лев Николаевич написал и опубликовал несколько выпусков оригинальной «Азбуки». Эти книги содержали и сведения из арифметики. Он систематизировал их и издал в 1874 году в книге «Арифметика». В ней Л.Н. Толстой дал и ценнейшие методические указания для учителя. Таким образом, изданию этой книги предшествовал его многолетний опыт работы в Яснополянской школе. Но не только практика потребовала необходимости занятий графа написанием учебников для начальной школы.

На рубеже 60-х годов XIX века он решил оставить литературу и обосноваться в деревне. Это была эпоха важных социальных реформ, связанных с отменой крепостной зависимости крестьянства. Это была пора расцвета национальной русской педагогики, связанная с именами К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова и других реформаторов образования. Лев Николаевич тоже заразился идеалами просвещения. Он изучает организацию образования в России и за рубежом, ведет педагогические исследования, издает педагогический журнал «Ясная Поляна».

Граф Толстой сначала по-барски хотел поделиться с крестьянами образованием, которое он сам имел. Он понимал, что отечественная школа нуждается в реформировании, и эта реформа должна учитывать социальные перемены и национальные особенности. Но толстовское понимание задач русской школы постепенно разошлось с взглядами реформаторов-шестидесятников. Он считал, что образование крестьян должно соответствовать их патриархальному укладу жизни. Поэтому им не нужна развитая система школьного образования. Достаточно для народной школы грамоты и счета, и ничего, кроме этого.

После поездок за границу Толстой увлекся идеями «свободного воспитания» Жана-Жака Руссо, великого французского просветителя. Согласно Руссо, средством нового воспитания является свобода и природная жизнь вдали от искусственной культуры. Толстой считал, что детская природа совершенна, воспитание ему лишь вредит. Воспитание есть прежде всего саморазвитие. Надо предоставлять ребенку свободу, не принуждать и не наказывать.

Лев Николаевич выдвигает важные, как теперь говорят, дидактические принципы: учет индивидуальных особенностей ребенка и его интересов, развитие творческих способностей, самостоятельности и мышления. Толстой понимал, что применяемые в школе методы преподавания арифметики негодны. Например, он говорил о методиках некоторых авторов так:«Видно, что эти господа либо не имели никогда дела с живым ребенком, либо до такой степени утратили способность педагогов – следить и учитывать пути, которыми все учащиеся доходят до знания, – что они пишут арифметику либо для себя одних, либо для воображаемых детей, воспитанных с детства вне всяких впечатлений числа, для таких детей, которых надо выучить считать так же, как выучивают считать ученую лошадь».

Он категорически возражал против включения в учебник сложных и громоздких обоснований различных правил. Большое внимание он уделял решению задач, но не включил в учебник усложненных задач. Хотя он сам был большим любителем задач, требующих для своего решения определенного искусства. Он их нередко предлагал своим гостям. Эти задачи вошли во многие сборники арифметических задач. Предлагаем и вам одну из них.

«Задача о косцах». Косцы должны выкосить два луга. Начав с утра косить большой луг, они после полудня разделились: одна половина осталась на первом лугу и к вечеру его докосила, а другая перешла косить на второй луг площадью вдвое меньше первого. Сколько было косцов, если известно, что в течение следующего дня оставшуюся часть работы выполнил один косец?

В Яснополянской школе домашние задания не задавались. Ученик шел в школу, неся «только себя, свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет весело так же, как вчера». Занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Школа добивалась прекрасных результатов. За три месяца дети приобретали умение бегло читать.

Тем не менее, самоотверженная борьба Л.Н. Толстого за обновление методов преподавания арифметики, за признание его «Арифметики» окончилась неудачей. Во многом это объяснялось непризнанием церковью и реакционной прессой философских воззрений Толстого. Хотя общее положительное заключение о книге дал академик В.Я. Буняковский, эту методику поддержали известные педагоги-математики А.Н. Страннолюбский, С.И. Шохор-Троцкий и некоторые учителя-практики. Граф Л.Н. Толстой привлек внимание общества к проблеме: чему и как учить в начальной школе.

Опубликовано:
Исторические Новости. – 2008. – 20 марта. – №6(34). – Елабуга.