понедельник, 10 сентября 2012 г.

О технологии методической подготовки учителей на историко-математической основе


Известный ученый и педагог В.В. Бобынин еще в конце XIX века, подчеркивая педагогическое значение истории математики, говорил: «История математики должна начертить искусству преподавания математики подробную программу и также вместе с философией математики указать ему приемы и методы исполнения этой программы».

Говоря языком современной методологии методики обучения математике, история математики может и должна дать технологию обучения математике: методы, средства и формы обучения. За последние двадцать лет выполнен ряд научно-методических исследований по проблемам историко-математической подготовки учителей. Но реальное состояние знаний и умений как будущих, так и нынешних учителей не соответствует требованиям этих исследований.

По-прежнему остается нерешенной проблема методической подготовки, на историко-математической основе способной решать задачи улучшения качества обучения математике в школе. Ю.А. Дробышевым [2] проведен анализ работ, посвященных этой проблеме.

Общепризнано значение истории математики как для образования и воспитания учащихся, так и для профессионального становления будущего учителя (см., например, исследования С.В. Белобородовой [1], Т.С. Поляковой [4]). Возможно, одной из причин безрезультатности усилий по реализации принципа историзма, генетического и историко-генетического метода в обучении является неразработанность технологии соответствующей подготовки учителей. Такой же вывод можно сделать о тесно связанной с ней разработке технологии обучения в школе на основе этих принципов.

Нами изучается вопрос о возможности технологического подхода к методической подготовке учителей на историко-математической основе. В основе технологии должны лежать результаты научных исследований, связанных с осуществлением процесса обучения. Такие исследования по историко-математической и историко-методической подготовке учителей проводятся, хотя не все вопросы методической подготовки в них решаются.

Как известно, технологический подход в обучении предполагает выполнение набора требований, главными из которых являются: диагностично заданная цель, результативность, управляемость, алгоритмируемость, корректируемость [3]. Как известно, нацеленность на гарантированное достижение поставленных целей здесь выделяется особо.

С.В. Белобородовой в историко-математической подготовке учителей на основе историко-генетического метода преподавания выделены группы целей, в их числе – формирование методической культуры, то есть высокого уровня овладения основами проектирования и конструирования учебно-воспитательного процесса, умения организовать учебно-познавательную деятельность школьников. Выделены также умения и навыки, формирование которых означает формирование методической культуры. Однако в ее исследовании не показано, как сформировать эти умения на практике. Но некоторые обучающие подцели, например, формирование умений грамотно осуществлять работу с историко-математическим материалом, могут быть диагностированы.

Ю.А. Дробышевым выделены три уровня формирования таких умений:

1) изучение, анализ историко-математической литературы и отбор, адаптация, конструирование исторических материалов;

2) моделирование отдельных фрагментов учебного процесса, реализующих принцип историзма;

3) проектирование содержания тем школьного курса математики и методических подходов к их изложению.

Им описаны шесть этапов целенаправленной работы по обучению студентов работе с историко-математическим материалом и в каждом из них перечислены упражнения, выполнение которых будет формировать соответствующие умения, каждый раз более высокого уровня.

На первом этапе проводится формирование умений студентов по поиску, отбору первоисточников и историко-математической литературы, в которых представлены материалы по изучаемой теме.

На втором этапе осуществляется процесс детального изучения найденной литературы, анализ и структурирование представленного материала.

На третьем этапе выполняются задания по выделению той информации, которая может быть использована на уроках или во внеклассной работе. Проводится адаптация этого материала.

На четвертом этапе формируются умения по определению места в учебном процессе, где целесообразно использовать выделенный материал.

На пятом этапе формируются умения по моделированию отдельных фрагментов учебного процесса: этапов уроков, уроков и их серий.

На шестом этапе осуществляются формирование умений по реализации принципа историзма в обучении математике. При этом уже предполагается умения по определению места историко-математического материала в содержании школьного курса, целей его использования, моделированию учебной деятельности учащихся.

Таким образом, предложенная Ю.А. Дробышевым методическая подготовка соответствует некоторым критериям технологичности. Как и любая технология, она подробно описывает последовательность шагов, представляющих собой определенный этап в достижении цели и решение конкретной задачи. Так как задача разработки технологии им не ставилась, то не выделены способы диагностики, коррекции, применения средств и способов представления информации. Любая технология гарантирует также достижение определенного для данной технологии результата и возможность его воспроизведения любым исполнителем. С этой точки зрения мы не можем оценить предложенную методику обучения. Тем не менее, она соответствует цели создания технологии: повышение эффективности и оптимизация учебного процесса.

Таким образом, технологический подход в методической подготовке учителей на историко-математической основе возможен. Он соответствует также всем принципам концепции профессионально-педагогической направленности обучения А.Г. Мордковича:фундаментальностибинарностинепрерывностиведущей идеи. Он целесообразен, в первую очередь, для достижения обучающих целей, которые можно переформулировать таким образом, чтобы они стали диагностируемыми. Но для достижения целей воспитания мировоззрения, интереса к математике и ее истории, формирования общей культуры учителя технологический подход, вероятно, нельзя применять.

Разработка технологии обучения математике в школе на основе принципа историзма должна быть осуществлена научными коллективами, так как уровень квалификации разработчиков должен быть очень высок. А методически подготовленный на основе технологии историко-математической направленности обучения учитель математики сможет самостоятельно, творчески воспроизводить эти технологии в указанных границах.

Некоторые признаки технологии обучения математике на основе историко-генетического метода в упомянутых исследованиях присутствуют. Значение историко-математических сведений, цели, формы их применения в методической литературе описаны достаточно подробно. В журнале «Математика в школе» появились статьи, посвященные изложению конкретных тем на основе историко-генетического метода: «Квадратные уравнения» (Ю.А. Дробышев), «Логарифмы», «Тригонометрические функции» (С.В. Белобородова). При их прохождении авторы используют этапы, которые могут быть положены в основу технологии обучения: историческая справка, эвристическое введение, формализация. Целью такого обучения должно стать осознание учениками того, что изучаемая наука им нужна, что математика является постоянно развивающейся сферой человеческой деятельности, а не застывшим набором разрозненных формул и теорем.


Список литературы
1. Белобородова С.В. Профессионально-педагогическая направленность историко-математической подготовки учителей математики в педвузах: дис…. канд. пед. наук. – М., 1999. – 163 с.
2. Дробышев Ю.А. Историко-математический аспект в методической подготовке учителя. Монография. – Калуга: Изд-во КГПУ, 2004. – 156 с.
3. Методика и технология обучения математике. Курс лекций / под ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой. – М.: Дрофа, 2005. – 416 с.
4. Полякова Т.С. Историко-методическая подготовка учителей математики в педагогическом университете: дис…. д-ра пед. наук. – Ростов-на-Дону, 1998. – 457 с.


Опубликовано:
Новые средства и технологии обучения математике в школе и вузе: Материалы XXVI Всероссийского семинара преподавателей матем. ун-тов и пед. вузов. – Самара; М.: Самарский филиал МГПУ, МГПУ, 2007. – 252 с.