воскресенье, 9 сентября 2012 г.

Неотмеченные юбилеи


В нашей стране широко отмечалось 200-летие основания Казанского университета. Это событие огромного значения в деле просвещения было началом еще многих направлений развития образовательной системы в России. Назовем некоторые из них. 2004 год – год двухсотлетия отечественного высшего и среднего (гимназического) математического образования, а также двухсотлетия присуждения ученых степеней в нашей стране.


Государственные реформы начала XIX века коснулись и образовательной сферы. В России реформы провело правительство молодого Александра I, вступившего на престол в 1801 году. В 1802 году было создано «Министерство народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук».


В России были созданы 6 учебных округов, во главе которых поставлены университеты. В трех округах – Московском (с 1755 г.), Виленском (учрежден в 1803 г.) и Дерптском (учрежден в 1803 г.) – они уже существовали. В 1804 году были основаны университеты в Казани и в Харькове (официальное открытие Харьковского университета состоялось в 1805 г.). В Петербурге был учрежден Педагогический институт, преобразованный в университет в 1819 г.


При Министерстве было создано Главное правление училищ. В 1803 г. в соответствии с подготовленным им указом «для нравственного образования граждан, соответственно обязанностям и пользам каждого состояния, определяются четыре рода училищ, а именно: 1) приходские, 2) уездные, 3) губернские,  или гимназии, 4) университеты».


В 1804 году был принят «Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственных университетам». В соответствии с Уставом университетов, к трем ранее действовавшим факультетам добавляется физико-математический факультет (в составе университета – четыре факультета: «нравственных и политических, физических и математических, врачебных, или медицинских, и словесных наук»).


До этого только в некоторых профессиональных образовательных учреждениях (Московский университет, военные, морские, инженерные учебные заведения) читались избранные курсы высшей математики. Но в них не было математических кафедр и не готовились математические кадры высшей квалификации. Единственным действующим университетом в России был Московский университет, физико-математическое отделение которого открылось тоже в 1804. Поэтому 1804 год считается годом рождения высшего математического образования: университеты стали его колыбелью.


В соответствии с Уставом, университеты были поставлены во главе учебных округов, которые возглавлялись попечителями. В их обязанности входило открытие университета, или преобразование на новых основах существующего, руководство учебными заведениями через ректора университета. Ректор университета избирался профессорами на общем собрании и подчинялся попечителю, возглавлял университет и управлял учебными заведениями округа. На ректоров университета возлагались обязанности по подготовке и подбору руководящих и преподавательских кадров всех видов учебных заведений (приходских и уездных училищ, гимназий), а также контроль за их деятельностью.


Впервые вводились ученые степени кандидата, магистра и доктора. Академические звания адъюнкта, академика, а также звание профессора присуждались со времени создания Санкт-Петербургской академии наук в 1725 году. Таким образом, 2004 год можно считать и годом двухсотлетия присуждения в России ученых степеней.


1804 год можно также с полным основанием считать и годом рождения в России гимназического образования. До этого тоже существовали гимназии (при Санкт-Петербургской академии наук, при Московском университете, в некоторых губернских городах, в том числе в Казани), но они не были объединены в единую сеть и не имели общего руководства. И только в 1804 году в соответствии с «Уставом учебных заведений, подведомственных университетам», гимназии официально становятся основным типом средних школ. В них принимаются «всякого звания ученики, окончившие науки в уездных училищах, или в других училищных заведениях, либо и дома, если только имеют достаточные сведения к продолжению наук, преподаваемых в гимназиях».


Важной чертой новой системы учебных заведений была ее непрерывность: из уездного училища можно было перейти в гимназию, а гимназическая подготовка была достаточной для начала университетских занятий.


Интересно, что, в отличие от наших дней, учитель считался государственным чиновником, класс которого определялся в соответствии с важностью предмета, который он преподавал. Так, к младшим учителям относились учитель рисования, который состоял в 12-м классе, и учителя языков – в 10-м. Учителя других наук, в том числе и математики, состояли в 9-м классе государственных чиновников и назывались старшими учителями.


Таким образом, университеты стали не только колыбелью высшего отечественного образования, но и организаторами начального и среднего.

В городе Елабуге, во исполнение Устава 1804 года, в 1809 году открылось уездное училище – двухклассная школа, ставящая своей целью «сообщение детям различного состояния необходимых познаний».


В первой трети XIX века ректорами российских университетов часто были математики, которые организовывали и контролировали прежде всего математическое образование школьного уровня. Например, Т.Ф. Осиповский (Харьковский университет, 1813-1820 гг.), Н.И. Лобачевский (Казанский университет, 1827-1846 гг.), Д.М. Перевощиков (Московский университет, 1848-1851 гг.).


Итак, в 1804 году сделан первый шаг в создании системы высшего и среднего математического образования в России. Прошедшие с той поры два столетия показали, что наша система математического образования являлась одной из лучших в мире. Сейчас российская математика доказала свою конкурентоспособность, обеспечив мощную подпитку ведущих университетов мира. К сожалению, те шаги, которые уже сделаны в направлении реформирования отечественной системы математического образования, могут разрушить эту эталонную систему.




Опубликовано:

Новая Кама. – 2005. –15 января. – №6-8. – Елабуга.

Комментариев нет:

Отправить комментарий