понедельник, 10 сентября 2012 г.

О содержании историко-математического образования в педвузе


В последние десять лет выполнено несколько исследований по проблемам историко-математического образования (Смирнова И.М., Шабашова О.В., Полякова Т.С., Томилова А.Е., Белобородова С.В., Бурова Н.А., Фискович Т.Т. и др.). Они затрагивают две взаимосвязанные проблемы: реализацию принципа историзма в общем математическом образовании и историко-методическую подготовку учителя математики.

Все исследователи отмечают, что такое мощное средство, как использование истории науки, учителями математики часто упускается из виду. Основной причиной такого положения является превалирование логического метода преподавания математики, противопоставление его историко-генетическому. Естественно, эффективность обучения математике будет достигнута только в случае правильного сочетания логического и исторического. Естественно также, что обучение надо начинать с учителей.

Любой курс педвуза должен реализовывать историческое направление. Кроме декларации этого принципа, что реально сделано в настоящее время? Создана историко-методическая система профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом университете на основе истории школьного математического образования (Полякова Т.С.). Разработана некоторая система отбора содержания курса истории математики (Томилова А.Е., Белобородова С.В., Бурова Н.А.). Разработаны и изданы учебные пособия по истории математики для студентов (Полякова Т.С., Бурова Н.А., Майер Р.А., Марков С.Н. и др.). Каждый автор реализует свою концепцию историко-математического образования.

В условиях современного стандарта по математике в педвузах трудно рассчитывать на глубокие изменения в вопросе реализации идей историзма. Тем не менее, исследования по различным аспектам этой проблемы должны быть продолжены. Мы разрабатываем методическую систему обучения истории математики в педвузе, аналогичную методической системе обучения математике, предложенной Саранцевым Г.И.

Самые сложные компоненты этой системы – цели и содержание обучения истории математики. Они находятся в диалектической связи. Мы считаем, что с научно-методических позиций новых подходов к образованию цели историко-математического образования еще корректно не определены. В опубликованных исследованиях они определены с точки зрения профессионально-педагогической направленности историко-математической подготовки учителей в педвузах (Белобородова С.В., Томилова А.Е.), или как фактор гуманизации и гуманитаризации математического образования (Бурова Н.А.). Соответственно, содержание каждого разработанного курса истории математики реализует эти цели.

Большинство авторов излагают содержание историко-хронологическим методом, или комбинируют его с другими методами, например, историко-географическимперсонифицированнымтематическимпредметно-модульным и др. Мы разрабатываем три курса истории математики для студентов.

Первый курс – лекционный, который описывает историю математики в хронологическом порядке, в последовательном развитии во времени, которое подразделяется, как принято в общей истории. При этом история математики рассматривается не только как история науки, но и как составная часть истории человеческого общества.

Второй курс – методический, в котором рассматривается история развития каждой содержательно-методической линии школьного и вузовского курса математики, модули истории отдельных предметов, методика использования исторических сведений в процессе обучения в школе, факультативная и внеклассная работа и др.

Третий курс – информационный, который разрабатывается в электронном варианте и будет использоваться технологически. Мы считаем, что проникновение компьютерных технологий во все области практической и теоретической деятельности людей налагает отпечаток и на математику. Возможно, следует новый, пятый период в развитии математики, который не предусмотрен в периодизации А.Н. Колмогорова.